6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Бутылка вина и ноль в таблице

На московском международном турнире 1935 г. австрийский гроссмейстер Рудольф Шпильман в первом же туре против Ботвинника применил черными новинку в защите Каро-Канн и... уверенно проиграл партию, сдавшись на 12 ходу!

"Во время поездки из Варшавы к русской границе, — рассказывал впоследствии Шпильман, — один из иностранных журналистов сообщил мне под строжайшим секретом, что ему удалось найти полное опровержение излюбленного Ботвинником варианта в защите Каро-Канн. Журналист меня так настойчиво в этом убеждал, что я был им как бы загипнотизирован, и меня даже не удивило, что именно я оказался тем счастливцем, которому был передан этот секрет, причем почти даром — за бутылку вина.

Кто же опишет мою радость, когда по жребию мне выпало играть в первом же туре черными против Ботвинника! Я уже видел жирную единицу в турнирной таблице и делал первые ходы почти не думая.

Когда же я решил углубиться в позицию, то, к крайнему своему изумлению, увидел, что ферзь мой погиб безвозвратно. Сдаваться сразу мне было стыдно, и я сделал еще несколько агонизирующих ходов".

Защита Каро-Канн
Ботвинник — Шпильман

1.с4 сб 2.е4 d5 3.ed cd 4.d4 Kf6 5.КсЗ Кеб 6.Cg5 Фb6

Новинка, которая, как считал Шпильман, недорого ему обошлась...

7.cd Ф:b2 8. Лс1


Именно здесь Шпильман "решил углубиться в позицию". Причина была в том, что Ботвинник сделал ход, не предусмотренный в поезде за бутылкой вина. По анализу того журналиста белые должны были играть 8.Ka4 Фb4+ 9.Cd2 Ф:d4 10.dc Ke4 11.Ce3 Фb4+ Кре2.


12...Фb5+! Нельзя 12...Ф:а4? 13.Ф:а4 Кс3+ 14.Kpe1 К:а4 из-за 15.Сb5! 13.Кре1 Фа5+ 14. Кре2 bc и у черных была бы сильнейшая атака!

Но все эти грезы были рассеяны одним ходом 8.Лс1!

В партии последовало 8...Кb4 9.Ка4 Ф:а2 10.Сс4 Cg4 — "агонизирующий" ход.
11.Kf3 С:f3 12.gf




В этой позиции Шпильман сдался, т.к. на 12...Фа3 последует 13.Лс3, и нужно отдавать коня, чтобы спасти ферзя.



Похожие статьи


Комментарии

Популярное в блоге за последнюю неделю

6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Тактика. Сложные комбинации

Шахматы. Чемпионат России. Английское начало. Антипов — Овечкин, 2018

Цитаты, мысли и высказывания о шахматах

Пословицы и поговорки на шахматные темы