6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Василий Смыслов

Василий Смыслов
Василий Васильевич Смыслов (1921-2010) в 36 лет стал седьмым в истории шахмат чемпионом мира (1957-58). Шесть предыдущих шахматных королей брали заветный рубеж с первой попытки. А те, кто не смог осилить действующего чемпиона, в дальнейшем, как правило, не проявляли своих амбиций, оставаясь в роли "великих неудачников". Вопреки сложившейся традиции, Смыслов "первым" вошел в одну реку дважды и сумел повторить звездный путь. И когда он, наконец, завоевал титул сильнейшего шахматиста планеты, создалось впечатление, что это тот самый "корабль", у которого нет уязвимых мест, напротив, все говорило о его "комфортабельности и благоустроенности". Увы, на каждый шахматный "титаник" находится рано или поздно свой шахматный "айсберг". Им стал для Смыслова тот, которого он недавно так блестяще победил, — Ботвинник. Уже через 12 месяцев Василий Смыслов стал экс-чемпионом мира. Но "калиф на год" оставался грозным шахматным бойцом еще долгие и долгие годы.

Одни экс-чемпионы уже вскоре после утраты почетного титула предлагали реформу шахмат (Эм. Ласкер, X. Р. Капабланка), другие уходили в науку (М. Эйве, М. Ботвинник), третьи — испытывали неуемную жажду борьбы (В. Стейниц, А. Алехин)... Смыслов принадлежал к когорте постоянно жаждущих. Более 40 лет после поражения в матче-реванше не сходил он с шахматной сцены, победив все мыслимые рекорды спортивного долголетия.

В какие только глубины шахматного океана не погружался Смыслов — будь то дебюты, миттельшпиль, эндшпиль или, наконец, этюдная композиция, — в его откровениях и открытиях поражает простота решения, подкрепленная качеством анализа.

Столь же ясен и доступен способ изложения всех литературных трудов — без претенциозности и излишеств, но с достоинством и убедительностью!

Еще одним способом его самовыражения стала музыка. Красивый баритон, как и шахматный талант, унаследовал он от отца. Не случайно он повторял: "Чемпионами не становятся, а рождаются!" При этом ему достались в жизни прекрасные "гравировщики". В пении — ленинградский профессор К. Злобин, в шахматах — гроссмейстеры В. Алаторцев, В. Макагонов, В. Симагин, И. Болеславский, И. Бондаревский, А. Лилиенталь, Ю. Авербах... Но без самозабвенного труда Смыслов не взошел бы на шахматный Олимп.

Внешне он не производит впечатление опасного бойца — типичный скромный интеллигент, с неторопливой походкой и загадочной улыбкой. Эго для непосвященных, а вот для шахматного фантазера Д. Бронштейна образ Смыслова порой ассоциировался с поступью медведя, напролом бредущего по шахматным дебрям, и горе тому, кто нечаянно попадется на дороге! Добрый шахматный великан, сохранивший природную чистоту, знающий слово "месть" только в спортивной этике, не вступающий в споры и сохраняющий психологическое равновесие вопреки жизненным катаклизмам... Главное, чтобы была внутренняя гармония, позволяющая наилучшим образом расставить фигуры на шахматной доске и победить сегодня! А завтра? Он верит в судьбу, в будущее, в Бога!...

Линдер И., Линдер В. "Василий Смыслов: жизнь и игра"



Похожие статьи


Комментарии

Популярное в блоге за последнюю неделю

Шахматы. Чемпионат России. Английское начало. Антипов — Овечкин, 2018

Пословицы и поговорки на шахматные темы

Цитаты, мысли и высказывания о шахматах

Шахматная партия Эйнштейн—Оппенгеймер

Знаменитые афоризмы Савелия Тартаковера