6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Пешечный эндшпиль

В игре пешками очень много нюансов. Поэтому в первую очередь надо знать основные технические приемы, составляющие основу любого пешечного эндшпиля.

Оппозиция

На диаграмме — классический пример оппозиции. Ни белым, ни черным невыгодно начинать: 1.е7+ Кре8 2.Кре6, пат или 1...Кре8 2.е7 Kpf7 3.Kpd7, и пешка проходит в ферзи. Следовательно, оппозиция дает преимущество тому, кто ее занимает первым. Это правило очень часто используется на практике.

Правило квадрата

Если при своем ходе король слабейшей стороны попадает в квадрат пешки, то ничья. Квадрат пешки а5 очерчивается линией а5—al—el—е5. Вспомнили это правило? А теперь попытайтесь сами составить подобные позиции и потренируйтесь в их оценке.

Отдаленная проходная

Отдаленная проходная. Такая пешка дает легкий выигрыш: 1.b5 Kpd5 2.b6 Крс6 3.Кр:е4 Кр:b6 4.Kpf5 и т. д.

Защищенная проходная

Защищенная проходная. Черный король не может выйти из квадрата пешки f5. 1.а4 Кре5 2.ab cb 3.с4 bс (иначе последует 4.с5) 4.Кр:с4, и белые легко выигрывают.

Прорыв

Прорыв. Белые пешки выигрывают без помощи короля: 1.b6 ab 2.с6 bс 3.а6 или 1...cb 2.а6 bа 3.с6.

Пат

Пат. Белые делают ничью. 1.а5 b5 2.а6 Kpd5 3.Крb4 Крс6 4.Кра5 Крс5, пат.

Крайняя пешка

Крайняя пешка. Черные делают ничью: 1.h5 Kpf6 2.Kph7 Kpf7 3.h6 Kpf8 4.Kpg6 Kpg8 5.Kpf6 Kph7 6.Кре6 Kp:h6 7.Kpd5 Kpg6 8.Kpc5 Kpf6 9.Kpb5 Кре6 10.Kp:a5 Kpd7! 11.Kpb6 Kpc8 12.a5 Kpb8 13.а6 Kpa8 14.a7, пат или 12.Kpa7 Kpc7 13.а5 Крс8 14.а6 Крс7 15.Кра8 Крс8.

Отталкивание

Отталкивание. Белые выигрывают только при правильной игре: 1.Кре6 Крс3 2.Kpd5! Крb4 3.Крс6 Крс4 4.Крb7 Крс5 5.Кр:а7 Крс6 6.Крb8. К ничьей вело 2.Kpd6? из-за 2...Kpd4! 3.Крс6 Кре5 4.Kpb7 Kpd6 5.Кр:а7 Крс7, и черный король не выпускает белого. Верным ходом 2.Kpd5! белые столкнули черных с нужного маршрута.

Цугцванг

Цугцванг. Задача белых — вынудить продвижение черных пешек, тогда они станут легкой добычей. 1.Kpg1! Кра7 2.b8Ф+! Кр:b8 3.а6. Если теперь 3...Кра7, то 4.с7!, а на 3...Крс7 следует 4.а7! Остается только 3...f3, но тогда после 4.Kpf2 h3 5.Kpg3! белые добиваются своего. Сначала гибнут черные пешки, а затем черный король вынужден сделать какой-либо ход и тем самым пропустить одну из белых пешек в ферзи.

Треугольник

Треугольник. При ходе белых ничья: 1.Крс5 Крс7 и белым закрыт путь на b6. Если же ход черных, то белые выигрывают: 1...Крс7 2.Крс5 и после отхода черного короля белые проникают на b6. Следовательно, в начальной позиции белым надо передать ход сопернику. Это достигается маневром "треугольник". 1.Kpd4! Kpd8 2.Крс4! Крс8 3.Kpd5. Белые передали ход черным, теперь выиграть легко. 3...Kpd8 4.Kpd6 Крс8 5.с7.

Запасной темп

Запасной темп. Белые выигрывают: 1.Kpd2 Kpd8 2.Кре3 Кре7 3.Кре4 Кре6. Черные заняли оппозицию, но у белых есть запасной ход пешкой. 4.е3! Kpd6 5.Kpf5. При пешке на е3 в исходной позиции — ничья.

Существуют и другие приемы игры в пешечном эндшпиле, но перечисленные считаются основными.

Гершунский Б. С. "Шахматы-школе"



Похожие статьи


Комментарии

Популярное в блоге за последнюю неделю

6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Шахматы. Чемпионат России. Английское начало. Антипов — Овечкин, 2018

Пословицы и поговорки на шахматные темы

Анализ типичных дебютных пешечных структур. Количественное пешечное равенство в центре

Цитаты, мысли и высказывания о шахматах