6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Роберт Фишер

Роберт Фишер
Роберт Джеймс Фишер (1943—2008) — 11-й чемпион мира по шахматам (1972—75). Гениальное и капризное дитя Америки. Герой и антигерой своего времени! Его жизнь — прекрасный сценарий для Голливуда — смесь детектива, комедии и трагедии сквозь призму 64-клеточной доски. Его жизнь — вызов обществу, традициям, условностям.

Профессионал до мозга костей, он всегда хотел, чтобы дело его жизни — шахматную игру — общество оценило достойно. Предъявляя высокие требования к себе, он справедливо считал вправе предъявлять их к условиям шахматного творчества. Не сразу, но, в конце концов, был понят и поддержан коллегами, начертавшими на своих знаменах слова Спасского: "Фишер — наш профсоюз!".

В 14 лет Бобби стал чемпионом США, в 15 — международным гроссмейстером и претендентом на мировое первенство. Такого шахматная история еще не знала. Но парадокс Фишера состоял не в том, что он рано ворвался в мировую элиту, а в том, что долго не проявлял решимости стать шахматным королем, дважды отказываясь от борьбы на подступах к трону.

Одна из удивительных загадок Фишера — он вновь и вновь появлялся на мировой шахматной орбите, когда его уже не ждали или уставали ждать. И эффект неожиданности от его возвращения действовал психологически точно. В претендентском сериале матчей 1971 года он сокрушил трех гроссмейстеров — Тайманова, Ларсена, Петросяна — с общим счетом 18,5:2,5! Это выглядело неправдоподобно и необъяснимо. В эпоху тотального футбола он продемонстрировал настоящие тотальные шахматы — жесткий прессинг по всей доске, ни секунды передышки, постоянные угрозы, наращивание давления. Мощность в каждом замысле, каждом маневре, каждом ходе! Его агрессивность и напор сокрушали и деморализовывали волю не привыкших к подобной борьбе конкурентов.

Настал черед решающей битвы за мировое первенство со Спасским. Фишера не смущал отрицательный баланс встреч с чемпионом мира, полное отсутствие побед в их противоборстве. Исторический пример Алехина говорил, что подобный расклад не способствует мобилизации сил у противника.

Фишер превзошел своего визави даже в том, в чем уступал ранее — в теории, стратегии, динамике, эндшпиле, в психологии. И оправдал негласную примету — претендент, издавший в канун матча книгу своих лучших партий, становился чемпионом. Фишер последовал примеру Капабланки и Алехина, выпустив в 1969 году бестселлер "Мои 60 памятных партий". Шахматный мир приветствовал его победу в Рейкьявике и ожидал новых выступлений. Было хорошо известно, что Фишер не играет по пятницам после заката солнца, а по субботам — до заката...Но кто бы мог подумать, что на ближайшие 20 лет и другие дни недели ждет та же печальная участь?! По признанию Фишера, он решил наказать землян за то, что из 63 пунктов его условий о проведении матча на мировое первенство ФИДЕ приняло только 62! Среди них — матч до 10 побед одного из участников и игра без ограничения числа партий. Дипломатический поединок Фишер — ФИДЕ продолжался более года, но консенсус в главном вопросе так и не был достигнут. Требование Фишера — считать матч при итоге 9:9 оконченным с сохранением чемпиону его звания — было отклонено, ибо для победы претендента оно означало необходимость перевеса в 2 очка. Последовало добровольное отречение, пасаденское затворничество, многочисленные фобии... И словно искорки затухающего костра — блестящее изобретение новых, антицейтнотных шахматных часов, предложение оригинальной реформы шахмат, которые станут неподвластны вековой теории. Они свидетельствовали о постоянных раздумьях над судьбами великой игры.

Внезапное возвращение в мир шахмат в 1992 году и новый матч с Борисом Спасским в Югославии за фантастический гонорар в 5 миллионов долларов сначала дали надежду шахматному миру, но вскоре стало ясно, что то была лишь вспышка гения, возможно последняя... Прошло 12 лет, и о Фишере вновь заговорил весь мир. Но, увы, о великом шахматисте вспомнили не потому, что он решил сыграть с кем-то новый матч, а по причине куда более прозаичной — он был арестован в японском аэропорту "Нарита" за использование просроченного паспорта. Вернее, это лишь официальная версия, лежащая, как говорится, на поверхности, а первопричину надо искать в омуте многочисленных бездумных ошибок Роберта Фишера — гражданина Соединенных Штатов Америки. Какая все-таки маленькая планета Земля! Человек убегает от всех и вся, он живет в Венгрии и Швейцарии, на Филиппинах и в Гонконге, он прячется на краю света средь 130 миллионов японцев и, кажется, чувствует себя иголкой в стоге сена. Ему хочется, чтобы его не трогали, забыли, оставили в покое. Но шлейф неоплаченных векселей тянется за ним повсюду. И неотвратимо приближается момент, когда приходится платить...

Линдер И., Линдер В. "Роберт Фишер: жизнь и игра"



Похожие статьи


Комментарии

Популярное в блоге за последнюю неделю

6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Тактика. Сложные комбинации

Цитаты, мысли и высказывания о шахматах

Шахматы. Чемпионат России. Английское начало. Антипов — Овечкин, 2018

Не те ладьи