6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Ферзь против пешки

Строго говоря, король и ферзь без труда выигрывают у короля и пешки. И только в тех случаях, когда пешка подошла вплотную к полю превращения, могут возникнуть некоторые трудности. Напомним о них.


Если белые не знают правила выигрыша в подобных положениях, то им придется изрядно потрудиться; сам по себе ферзь ничего сделать не сможет, а как только ему на помощь пойдет король, то пешка е2 тут же шагнет на поле превращения. Поэтому надо стараться лишить ее подвижности. С помощью приема "лестница" белым удается это сделать. Серией шахов черный король "загоняется" на поле перед пешкой — это дает время белому королю спуститься на одну ступенечку к пешке е2. Затем шахи повторяются, и белый король делает еще один шаг.

1.Фf7+ Kpg2 2.Фg6+ Kpf2 3.Фf5+ Kpg2 4.Фе4+ Kpf2 5.Фf4+ Kpg2 6.Фе3 Kpf1 7.Фf3+ Kpe1


Итак, спустившись по "лестнице", белый ферзь загнал черного короля на поле e1 и тем самым дал возможность своему королю начать движение пешки.

8.Крс5 Kpd2 9.Фf2

Белые демонстрируют один из вариантов выигрыша времени: пешка не может ходить.

9...Kpd1 10.Фd4+ Kpcl 11.ФеЗ+ Kpd1 12.Фd3+ Kpe1 13.Kpd4 Kpf2 14.Фе3+ Kpf1 15.Фf3+ Kpel 16.Kpd3 Kpd1 17.Ф:е2+ Kpc1 18.Фс2Х

Метод выигрыша с помощью "лестницы" легко запоминается. Сам метод универсален. Надо только иметь в виду, что иногда попадается "лестница" со сломанной ступенькой. Так, стоило белому королю сместиться с b6 на f6, как выигрыш у белых исчез. Ферзь не может выиграть темп с шахами, так как собственный король загораживает дорогу.
Кроме того, встречаются позиции-исключения.

a

 b

В обеих позициях (а, b) исход борьбы ничейный, так как черные в полной мере используют патовые возможности:

a) 1.Фb4+ Крс2 2.Фа3 Крb1 3.ФbЗ+ Kpa1!, и белые не могут продвинуться королем из-за пата;

b) 1.Фе2 Kpg1 2.Фg4+ Kph2 3.Фf3 Kpg1 4.Фg3+ Kph1 5.Ф:f2, пат.

Ход белых

Даже в простых позициях надо всегда быть начеку: ладейные и слоновые пешки иногда создают возможность начать неожиданную матовую атаку. В этой позиции продвижение белого короля завлекает противника в матовую сеть:

1.Крb6! Крb2 2.Крс5+ Крс2 3.Фg2+ Крb1 4.Крb4!

Этот неожиданный ход раскрывает замысел белых. Новорожденный ферзь не успевает вступить в борьбу:

4...а1Ф 5.Крb3! 4.Фf6 6.Фс2+ Kpa1 Фа2Х

Ход белых

Выигрыш аналогичен. Белый король достаточно близко расположен к полю боя и успевает с решающим эффектом вмешаться в борьбу.

1. Фd4+ Kpcl 2. Фb4!

Иначе король черных прорвется к полю а1 с ничьей.

2...Kpd1 3.ФbЗ Kpd2 4.Фb2 Kpd1 5.Kpf3! Kpd2

Видит око, да зуб неймет! Пешка не может превратиться в ферзя из-за мата на поле е2.

6.Кре4! Kpd1 7.Kpd3

Поиграв в "кошки-мышки", белые допускают появление на свет нового ферзя, но не дают ему насладиться жизнью.

7...с1Ф 8.Фе2Х

Гершунский Б. С. "Шахматы-школе"



Похожие статьи


Комментарии

Популярное в блоге за последнюю неделю

6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Цитаты, мысли и высказывания о шахматах

Знаменитые афоризмы Савелия Тартаковера

Шахматы. Чемпионат России. Английское начало. Антипов — Овечкин, 2018

Шахматная партия Эйнштейн—Оппенгеймер