6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Нимцович Арон Исаевич

Нимцович Арон Исаевич

Нимцович Арон Исаевич (1886—1935 гг.) — выдаюцийся датский гроссмейстер, один из претендентов на мировое первенство в 20—30-е годы нашего столетия.

Он был неистощимым изобретателем оригинальных шахматных идей, замечательным шахматным теоретиком. Нимцович был подвижным, энергичным, образованным человеком, но порой абсолютно беспомощным в практических, жизненных делах.

Рассеянный, со странностями, он ушел целиком в шахматы. В его поступках было много чудачества. Кроме того, он был очень нервным, капризным и своенравным человеком. Организаторы турнира, зная это, всегда старались по возможности избежать конфликтов.



На международном турнире в Берлине в 1928 году Нимцович после жеребьевки высказал следующие мысли:

— Я всегда играю на выигрыш — и белыми, и черными. Белыми потому, что у меня лишний темп; черными потому, что у меня на темп меньше, и это позволяет мне использовать первые слабости противника, например, первый ход е2—е4.

***

Участники международного турнира в Бледе (1931 год) в свободные часы занимались греблей. Не только молодые мастера, но и пожилые гроссмейстеры устраивали соревнования в этом виде спорта. Нимцович взял себе в учителя главного судью мастера Кмоха.

На старте турнира Нимцович играл неважно. Как только он стал совершенствоваться в гребле, турнирные дела его пошли лучше. Выиграв в последнем туре, он завоевал третий приз.

На банкете, принимая награду, Нимцович произнес:

— Наконец-то, научился сам грести!

***

Особенно много казусов случалось у Нимцовича при встречах с гроссмейстером Видмаром, который был большим любителем шуток.

Однажды Нимцович должен был играть с ним. Надо отметить, что Видмар был большим любителем сигар. Нимцович же не мог терпеть табачного дыма. Противники сели за столик, и Видмар вытащил сигару, при виде которой Нимцович чуть не лишился чувств.

Тут Видмар вдруг вспомнил, что его противник не переносит дыма. Он положил незажженную сигару на стол и начал играть. Однако рыцарский поступок противника не успокоил Нимцовича: он продолжал нервничать, все время поглядывая на лежащий возможный источник дыма.

Наконец, Нимцович не выдержал и обратился к судье с жалобой, что он не может играть из-за сигары...

— Но ведь ваш противник не курит, — удивился судья.

— Да. Но ой может закурить... Угроза опаснее ее выполнения, — возразил Нимцович, вспомнив один из шахматных афоризмов Тартаковера.

***

На одном международном турнире в партии Видмар — Нимцович создалась явно ничейная позиция. Партнеры хотели было закончить дело миром, но судейская коллегия потребовала продолжения борьбы до 30-го хода.

Гроссмейстеры начали быстро меняться фигурами. Но на 28-м ходу Видмар, избегая размена, неожиданно увел свою ладью с открытой линии. Нимцович задумался: "Что хочет хитрый профессор?"

Через два хода "норма" — 30 ходов — была выполнена, и Видмар предложил ничью. Нимцович согласился, но спросил:

— Почему вы ушли ладьей от размена?

— Выигрывать я не собирался, но хотел вас немного поволновать, — ответил Видмар.

***

Во время одной турнирной партии Нимцович вдруг отошел от шахматного столика шага на два и на глазах у зрителей начал делать (приседания: он был горячим поклонником известной системы гимнастики Мюллера и считал, что по ходу партии время от времени полезно размяться!

Нимцович мнил себя одиноким и окруженным врагами и поэтому всегда склонен был видеть преднамеренный выпад против него даже в самых невинных словах или поступках. Так, например, он считал личным оскорблением, когда в турнирном зале кто-нибудь позвякивал ключами.

В другом случае, во время турнирной встречи Нимцовича с гроссмейстером Тартаковером, последний заказал себе стакан кофе и, не отрывая взгляда от доски, стал размешивать ложкой сахар. Нимцовичу, также погруженному в раздумье, показалось, что противник нарочно стучит ложкой, чтобы помешать ему обдумывать позицию.

Нимцович немедленно пошел в буфет, принес пустой стакан с ложкой и .начал стучать ею по стакану.

— Что вы делаете? — спросил судья.

— Мои противник пьет кофе и, размешивая сахар, мешает мне думать. Я должен предпринять встречные меры! — заявил Нимцович.

***

Внимательно следили за Нимцовичем служащие отелей, в которых он останавливался. Датчанин очень дюбил холодные обтирания в комнате, но по своей рассеянности не всегда закрывал после этого краны. Случалось, что потоки воды лились по лестницам.

***

Нимцович носил с собой визитные карточки, на которых было написано: "А. Нимцович — кандидат в чемпионы мира по шахматам".

— Вы боитесь забыть о том, что вы кандидат? — спросил Нимцовича не очень тактичный репортер.

— Нет. Я боюсь, что об этом забудет шахматный мир, — с горечью ответил гроссмейстер.

***

Нимцович однажды задержался в одном небольшом провинциальном городке и посетил местный шахматный клуб. Там его никто не узнал. Понаблюдав в течение некоторого времени за игравшимися в клубе партиями, он «спросил, не желает ли кто-нибудь с ним -сыграть в шахматы.

Кто-то ответил:

— Поговорите вон с тем молодым человеком. Это необычный шахматист.

Гроссмейстер повторил свое предложение юноше, который с радостью согласился.

После нескольких партий, которые со всей очевидностью показали, что молодой человек имеет весьма отдаленное представление о шахматах, Нимцович спросил у рекомендателя:

— Почему вы сказали, что этот молодой человек — необычный шахматист?

— Да потому, что он в нашем клубе не выиграл еще ни одной партии, — последовал ответ.

Николай Полторанов "Юмор в шахматах"



Похожие статьи


Комментарии

Популярное в блоге за последнюю неделю

6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Тактика. Сложные комбинации

Шахматы. Чемпионат России. Английское начало. Антипов — Овечкин, 2018

Пословицы и поговорки на шахматные темы

Не те ладьи