6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Франсуа Андре Даникан Филидор

Франсуа Андре Даникан Филидор

Короли (не шахматные) издавна увлекались музыкой и охотой. Слух французских Людовиков услаждал целый штат придворных музыкантов и певцов, для которых писали сочинения известные композиторы.

Однажды в присутствии Людовика XV было исполнено необычное произведение. Его написал 11-летний мальчик, певчий хоровой капеллы. Псалом для хора понравился королю, и, не отягощенный педагогической премудростью, он одарил мальчика пятью луидорами. Так начал свою блестящую карьеру один из создателей французской комической оперы Франсуа Андре Даникан Филидор.

Мальчик принадлежал к фамилии, несколько поколений которой состояли музыкантами при дворе французских королей. Филидором прозвал его деда Андре Даникана Людовик XIII по ассоциации со знаменитым гобоистом итальянцем Филидори. Это королевское прозвище стали прибавлять к своему имени потомки Даникана.

Франсуа Андре Даникан Филидор родился в 1726 году в маленьком городке Дрё от третьего брака Мишеля Даникана Филидора. Он появился на свет, когда отцу было 73 года, а матери — 19. В это время его 45-летний брат Анн славился как первоклассный флейтист и композитор, автор опер-пасторалей...

Шести лет мальчик был принят в придворную хоровую капеллу, где обратил на себя внимание не только абсолютным слухом. Паузы между репетициями королевские музыканты заполняли шахматными поединками, и игра эта заворожила маленького певца. Музыканты были шахматистами неважными, и, в конце концов, побеждать их стало неинтересно. Когда именно это случилось, точных сведений нет. Известно, однако, что, покидая капеллу, 14-летний Филидор уже приобрел репутацию отличного игрока. Потом, в Париже, зарабатывая на жизнь уроками музыки, юный Фнлидор почти ежедневно по нескольку часов проводил в кафе "Режанс".

Этому небольшому кафе рядом с Пале Рояль суждено было сыграть особую роль в истории шахмат. Кафе посещали известные писатели, общественные и политические деятели. За столиками "Режанс" сражались Д’Аламбер, Руссо, Вольтер, Дидро, позднее Франклин, Мирабо, Дантон, Робеспьер, Наполеон Бонапарт, Тургенев. Здесь состоялись знаменитые матчи Стаунтон — Сент-Аман и Гаррвиц — Морфи.

Взгляды молодого Филидора были близки энциклопедистам, с некоторыми из них, особенно с Дидро, его связывала многолетняя дружба.

Когда Филидор впервые появился во французских шахматных кругах, слава сильнейшего шахматиста Франции принадлежала Кермюи Сир де Лeraлю (1702—1792 гг.). Поначалу Леталь давал Филидору ладью вперед. Постоянная практика с сильным соперником — отличная школа, и постепенно размер форы Легалю пришлось уменьшить. Играя все сильнее и сильнее, Филидор стал, наконец, побеждать своего учителя на равных, после чего был признан первым игроком Парижа. Но главные победы были впереди.

В 1745 году, сопровождая в концертной гастроли одну французскую арфистку, Филидор посетил Голландию. Обстоятельства сложились так, что на жизнь ему пришлось зарабатывать не пением, а игрой на ставку в шахматы. Играл он главным образом с расквартированными в Голландии английскими офицерами. Слава о необыкновенно сильном шахматисте дошла до главнокомандующего англо-голландской армией — любителя шахмат и мецената. Последний содействовал поездке Филидора в Лондон, где шахматы были гораздо более популярны, чем в Голландии. Это было в 1747 году.

В столице Британии Филидор нашел сильных покровителей. Ему протежировали влиятельные аристократы лорд Сандерленд и лорд Годольфин. Центром шахматной жизни Лондона было тогда кафе "Слоутер". В этом кафе гость из Франции наголову разбил всех своих английских соперников: видного аналитика Александра Кэннингема, капитана Бертина (автора изданной в 1735 году книги "Благородная игра в шахматы"), искусного тактика Филиппа Стамму и одного из первых своих шахматных друзей в Англии Абрагама Янсена. Наиболее сильное сопротивление оказали Филидору Стамма и Янсен.

Уроженец города Алеппо (Халеб) Филипп Стамма прославился своей книгой, изданной в Париже в 1737 году. Название ее было интригующим: "Опыт шахматной игры, содержащий правила, чтобы хорошо играть и добиваться выгоды посредством ходов, которые можно назвать секретами этой игры". "Секреты" Стаммы составляли 100 композиций, напоминающих положения из практических партий. В большинстве примеров одной из сторон угрожал, казалось бы, неминуемый мат. Но фейерверк жертв резко менял картину борьбы, и победа оказывалась на противоположной стороне. В этом труде Стамма применил изобретенную им алгебраическую шахматную нотацию. За два года до приезда Филидора Стамма, занимавший в Лондоне должность переводчика с восточных языков при английском правительстве, дополнил свое сочинение дебютными вариантами и издал его в Англии.

Еще до начала матча Филидор — Стамма было ясно, что Филидор превосходит соперника. Об этом говорили условия поединка: во всех партиях начинал Стамма, ничья считалась его выигрышем.

Поединок закончился убедительной победой Филидора, выигравшего восемь партий при одном поражении и одной ничьей. Таким образом, учитывая условия соревнования, счет матча был 8:2. Однако впоследствии Филидор признавал, что его талант развился в игре со Стаммой.
Абрагам Янсен также потерпел поражение. Результат был +4 -1 в пользу Филидора.

В 1748 году Филидор совершил поездку в Голландию. Там он завершил работу над своим учебником — знаменитым "Анализом шахматной игры". Его издание явилось самым значительным шахматным событием века.

Сочинение Филидора вышло в свет в 1749 году в Лондоне на французском языке. Все 433 экземпляра были распространены по предварительной подписке. Значение "Анализа" выходит далеко за рамки шахматно-биографического повествования, и в дальнейшем, излагая основные положения теории Филидора, мы остановимся на нем подробнее.

Узнав об увлечении шахматами Фридриха II, Филидор в 1751 году едет в Пруссию. Он живет в Потсдаме под покровительством монарха и несколько раз играет в его присутствии. Другая цель, которую имел в виду Филидор, предпринимая путешествие в Потсдам и Берлин, — ближе познакомиться с немецкими композиторами, а также пополнить свои знания в теории музыки.

После Берлина Филидор снова в Англии. В Париж он возвращается только в конце 1754 года. В 1755 году в кафе "Режанс" Филидор наносит решительное поражение своему учителю Легалю.

Своим главным жизненным призванием великий шахматист считал музыку. В Париже Филидор тщетно добивался вакантного места королевского капельмейстера. Потерпев неудачу, он всецело посвятил себя композиции. Живя в Англии, Филидор знакомился с ораториями Генделя, стилем и инструментовкой этого композитора. Но, по мнению специалистов, наибольшее влияние на Филидора как композитора оказал Глюк.

По возвращении во Францию Филидор получает заказ написать несколько арий для пьесы "Пилигрим из Мекки". Так началась на редкость плодотворная деятельность Филидора-компо-зитора. В 1759 году он создает оперу "Сапожник Блэз2. Затем год за годом на парижской сцене появляются его новые оперные произведения: "Садовник и его барин" (1761 г.), "Кузнец" (1761 г.), "Санхо-Панса на своем острове" (1762 г.), "Дровосек, или Три желания" (1763 г.), "Колдун", а затем "Том Джонс" (1765 г.) по роману Г. Филдинга "История Тома Джонса, найденыша" и др.

В годы, когда Филидор создавал свои первые оперные произведения, сторонники и противники итальянской оперы продолжали вести спор, получивший в истории музыки название "войны буффонов". Это было столкновение придворно-аристократической эстетики с эстетикой французских энциклопедистов, к которым, как мы уже говорили, был близок Филидор. Французская комическая опера, одним из создателей которой выступил Филидор, родилась из ярмарочных представлений. Сойдя с балаганных подмостков, она нашла широкую аудиторию.

Серьезная итальянская опера не привлекала третье сословие — французскую буржуазию. Как писал в своих "Мемуарах" композитор Гретри, итальянская опера "тщетно пыталась соблазнить Париж своим всегда нежным и мелодичным пением". В противовес искусству аристократов французская комическая опера отражала идеологию третьего сословия.

В своей оперной музыке Филидор широко использовал популярную, главным образом народную, музыку — крестьянский и городской песенный фольклор. Музыкальные критики, а потом историки музыки отмечали, что оперный язык у Филидора ярче и разнообразнее, чем у его предшественников.

"Филидор — мастер комической оперы. Равно одаренный в передаче как трогательного, так и комического, он обладает редким сценическим чутьем... искусно владеет оркестром и находит интересные эффекты в инструментовке", — так писал о Филидоре Лионель де Ля-Лоранси, один из знатоков французской музыки.

Действующие лица комических опер Филидора — это мелкие ремесленники: садовник, парикмахер, сапожник, дровосек. Они показаны в опере в своей будничной жизни.

Особое место в композиторском творчестве Филидора занимают трагедийные оперы, в частности "Эрнелинда" (1767 г.). "Клятва" из "Эрнелинды" исполнялась в программах революционных празднеств в 1789 году.

Всего Филидор написал свыше 25 опер. Его композиторская деятельность принесла ему не только славу, но и королевскую пенсию. Одна из опер Филидора так понравилась Екатерине II, что русская императрица пожаловала композитору 600 червонцев.

Занятия музыкой не мешали Филидору почти ежедневно посещать "Режанс" и, как и прежде, по нескольку часов проводить за шахматным столиком — всегда одним и тем же, над которым теперь висел его портрет.

В 1777 году в Лондоне выходит второе издание труда Филидора. И опять, как прежде, все экземпляры книги — их было на сей раз 283 — распространяются по подписке. Приобрели книгу Филидора Дидро, Мармонтель, Вольтер, будущий король Людовик XVIII.

Гастрольные выступления Филидора в Лондоне щедро оплачивались его английскими покровителями. Особенно большой интерес вызывали сеансы одновременной игры не глядя на доску. Один такой сеанс против трех сильных лондонских шахматистов, в котором Филидор выиграл две партии, закончив третью вничью, вызвал всеобщее изумление. Английские газеты называли Филидора "первым шахматистом всех времен".

В дальнейшем Филидор играл вслепую довольно часто. Об этом его искусстве упоминают в своей "Энциклопедии" Дидро и Д’Аламбер. Однако и раньше, в XVI—XVII веках, испанские и итальянские мастера Лопес, Леонардо, Бои и Сальвио успешно играли не глядя на доску (Бои— одновременно три партии), а в эпоху шатранджа игра без доски была известна на Востоке.

Начиная с 1775 года, обычно с февраля по июнь, Филидор регулярно совершал поездки в английскую столицу по приглашению шахматного клуба. Находившийся на улице Сент-Джемс недалеко от королевского дворца, клуб этот объединял около ста любителей шахмат. В 1792 году Филидор выехал в Лондон раньше обычного — в декабре. Вскоре между Францией и Англией началась война, и Филидор лишился возможности вернуться на родину. В 1795 году наступил мир, но возникло новое препятствие. Королевский пенсионер и любимый композитор двора новыми властями был занесен в список эмигрантов. Закон об эмигрантах исключал возвращение во Францию. Между тем, как видно из писем Филидора к жене, многим демократическим преобразованиям в своей стране он симпатизировал. "Наконец-то весь мир научится уважать Францию", — писал он и высказывал одобрение решению его старшего сына поступить в национальную гвардию.

После утомительных хлопот семья Филидора добилась исключения его имени из списка эмигрантов — он мог теперь вернуться в Париж. Но было уже поздно. В конце августа 1795 года великий шахматист и композитор скончался в Лондоне.

В последние годы жизни интерес к нему был уже не таким, как прежде. Великий мастер был стар. Примечательно, что третье издание "Анализа" (1790 г.), вышедшее на английском языке, собрало только 56 подписчиков. Правда, в шахматы он все еще играл гораздо сильнее своих соперников.

Ни одна из партий, сыгранных Филидором в период расцвета его шахматного таланта, к сожалению, не сохранилась. В последние годы постоянными его партнерами были саксонский граф Брюль, итальянец Вердони, англичане Боудлер, Уилсон и Конвэй, известный физик и математик Атвуд. Многие из этих партий были записаны Атвудом и уцелели. Еще несколько партий Филидора, скорее всего сыгранных примерно в то же время, обнаружил в середине прошлого века американский профессор-языковед Аллен.

Класс игры противников Филидора был невысок: даже на склоне лет он играл с ними либо одновременно и не глядя на доску, либо давая фору. И все же в отдельных эпизодах борьбы четко вырисовывается творческий облик выдающегося мастера и реформатора шахмат.

Я. И. Нейштадт "Некоронованные чемпионы"



Похожие статьи


Комментарии

Популярное в блоге за последнюю неделю

Шахматы. Чемпионат России. Английское начало. Антипов — Овечкин, 2018

6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Цитаты, мысли и высказывания о шахматах

Именные маты

Знаменитые афоризмы Савелия Тартаковера