6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

От чатуранги к шахматам

Чатуранга


В Индии игра была известна под названием "чатуранга" или "чатураджа", в которой участвовало четыре человека и у каждого было четыре рода "войск": слоны, кони, боевые колесницы и пехота. Движение фигур зависело от того, сколько очков покажут игральные кости.
Игра символизировала битву с участием этих четырех родов войска, которыми руководил предводитель — раджа. В начальной позиции они располагались по углам 64 - клеточной доски. Передвижение фигур определялось броском игральной кости. Выигрыш достигался при уничтожении всех сил соперника, в том числе и королей. Ходы ладьями — колесницами, конями, пешками и королем совершались как и в современных шахматах, а слон ходил только через одно поле по диагонали, перепрыгивая через фигуры.
Чатуранга была игрой высших слоев общества и требовала большого опыта, определенного навыка и расчета, хотя результат игры в большинстве случаев зависел от раскладов кости, определявшей движение фигур.

Шатрандж



На следующем этапе исторического развития игра для четверых превратилась в поединок двух соперников. Произошло слияние одноименных сил, и на доске они начали располагаться двумя лагерями — друг против друга на последних горизонталях с современной расстановкой фигур, причем второго властителя заменил "фарзин" — советник короля, а роль первого так возвысилась, что его гибель означала проигрыш партии.
Новая игра стала называться чатранг (шатранг) и возникла в начале VI века в обширном регионе Центральной Азии, охватывающем современные территории северо-западной Индии, восточного Ирана и юг Средней Азии еще до арабских завоеваний. Целью чатранга стало матование короля противника, выбор ходов определялся самими участниками. Фигуры стали называться так: шах (король), фарзин (ферзь), рух (ладья), пил (слон), асп (конь), пияда (пешка).
Она очень быстро проникла в страны Арабского Востока, где стала называться "шатрандж". Расстановка фигур на доске сохранилась, но внешний вид их изменился. Так как ислам запрещал изображение людей и животных, то шахматным фигуркам, имевшим ранее вид миниатюрных скульптур, начали придавать абстрактную форму. Изготовленные из обожженной глины, они были очень дешевы, и это способствовало быстрому распространению игры среди простого народа. Из дворцов шатрандж попал на рынки и хижины бедняков, а с торговыми караванами пересек границы многих стран и приобрел большую популярность на Среднем и Ближнем Востоке.
Игра в то время была уже довольно сложной, но ее возможности пока ограниченными, так как ферзь являлся одной из слабейших фигур и передвигался лишь на одно поле по диагонали; слон — чуть сильнее ферзя и ходил через одно поле, также по диагонали, перепрыгивая через фигуры; пешки не имели первого хода на два поля; отсутствовала рокировка. Но остальные фигуры двигались по современным правилам. Поэтому начальная стадия партии развивалась медленно и на всю игру затрачивалось много времени. Уничтожение всех сил соперника (кроме короля) и пат считались выигрышем.
В эпоху шатранджа появляется запись партии — нотация, теория игры, композиция и даже деление игроков на классы. Игроки высшего класса (древние гроссмейстеры) назывались алиями (большими мастерами).

Шахматы

А теперь коснемся общеизвестного названия этой игры — "шахматы". Дело в том, что персы называли своего правителя шахом, а арабы употребляют слово "мат" в значении "умер". Таким образом, персидско-арабское "шахмат" означает "король умер", что совершенно точно определяет конечную цель этой игры — гибель короля соперника.
В IX веке шатрандж проникает в Европу. Вначале эту игру от арабов заимствовали Испания и Италия, а позднее она стала известна в Англии, Франции, Германии, в скандинавских и других странах. В Византию, Польшу, Болгарию, Венгрию она непосредственно завезена с Востока по торговым путям не позднее X—XI вв.
В европейских странах несколько веков играли по правилам шатранджа, но толкование игры и особенно изображение фигур подверглись значительным изменениям. В соответствии со средневековым рыцарским культом поклонения Прекрасной Даме ферзь уступил место королеве. Фантастическая птица "рух" — покровительница восточных воинов — предстала в виде вооруженного всадника, посланника короля, а впоследствии в виде башни-крепости, ("тура", "ладья"). Малопонятный европейцам арабский термин "алфил" (слон) приобрел новое значение — "епископ" в Англии, а впоследствии во многих странах "офицер". Лишь король, конь и пешка сохранили свои первоначальные названия.
Постепенно традиции шатранджа на Старом континенте были утрачены, и в конце ХV века сформировались новые правила шахматной игры: пешка на первом ходу продвигалась на два поля, рокировка совершалась за один ход, повысилась дальнобойность слона, ферзь превратился в сильнейшую фигуру, пат считался ничьей и так далее.
Все эти изменения и нововведения сделали шахматы игрой быстрой и динамичной, а выпуск печатной шахматной литературы, в которой были зафиксированы эти новые правила, способствовали ее быстрому распространению в Европе.



Похожие статьи


Комментарии

Популярное в блоге за последнюю неделю

Шахматы. Чемпионат России. Английское начало. Антипов — Овечкин, 2018

6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Цитаты, мысли и высказывания о шахматах

Именные маты

Пословицы и поговорки на шахматные темы