6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Карл Эрнст Адольф Андерсен

АНДЕРСЕН Карл Эрнст Адольф (6.07.1818, Бреслау, ныне Вроцлав, — 13.03.1879, там же), немецкий шахматист, считался сильнейшим в мире в начале 2-ой половины  XIX века; шахматный теоретик, композитор и литератор; крупнейший представитель шахматного романтизма. Преподаватель немецкого языка и математики, профессор, редактор журналов "Дойче шахцайтунг" (1851—59 гг.) и "Нойе берлинер шахцайтунг" (1864—71 гг.).
С шахматами знаком с 9 лет. Первоначально проявил себя как композитор: в Бреслау опубликовал (1842 г.) сборник "Задачи для шахматистов", во многом определивший пути развития задачной композиции. Одна из оригинальных идей Андерсена в композиции получила название мат Андерсена. Как шахматист-практик был известен до 1846 года лишь в своём родном городе, где играл с Гарвицем, представителями "берлинской плеяды" Бледовым (1845 г.; 0,5:4,5) и Лазой (1845—1846 гг.; 1:6). В 1846 году в Берлине познакомился с Дюфренем и другими опытными шахматистами, выдвинулся в число сильнейших. В 1848 году сыграл матч с Гарвицем на большинство побед из 11 партий; при счёте 5:5 последняя встреча не проводилась.
Берлинское шахматное общество направило Андерсена вместе с Майетом в Лондон для участия в 1-м международном турнире (1851 г.). Готовясь к турниру Андерсен временно переселился в Берлин, где ежедневно играл с Майетом, Дюфренем и Фалькбеером. В турнире Андерсен последовательно победил Кизерицкого — 2,5:0,5; Сена — 4:2; Стаунтона — 4:1; Уайвилла — 4,5:2,5 и стал считаться первым шахматистом мира. Стиль побед Андерсена вызывал восхищение современников: постоянное стремление к атаке, острота тактического зрения, многочисленные жертвы и т. д. Наиболее известна его "легкая" партия с Кизерицким; в историю шахмат вошла и партия против Дюфреня (Берлин, 1852 г.). Андерсен успешно сыграл также в турнире Лондонского шахматного клуба — 1-е место (7,5 очков из 8).
После восторженной встречи в Берлине Андерсен вернулся в Бреслау к преподавательской деятельности. В 1851—57 гг. играл лишь редкие "легкие" партии с немецкими мастерами. В 1857 году участвовал в турнире Британской шахматной ассоциации в Манчестере: выиграв у Гарвица, уступил Левенталю. В 1858 году в Париже сыграл матч с Морфи и потерпел самую большую неудачу в своей 30-летней шахматной карьере — 3:8. В 1859—60 гг. побеждал в матчах соотечественников: Майета — 15:1, Дюфреня — 4:0, Гиршфельда — 16,5:12,5 и др. Серия "легких" партий с Колишем (Париж, 1860 г.) завершилась вничью — 6:6, а небольшой матч (Лондон, 1861 г.) — победой Андерсена — 5:4. Блестящий успех Андерсена на 2-м международном турнире в Лондоне (1862 г.; +12, -1, =0), где он завоевал 1-й приз, вновь подтвердил его право считаться первым шахматистом мира (Морфи уже покинул шахматную арену). Состоявшийся по окончании турнира матч с Паульсеном (Лондон, 1862 г.) закончился вничью — 4:4.
В 1866 году руководители английских шахматных клубов организовали поединок Андерсена со Стейницем, который добился в 1862—65 гг. ряда успехов. После бескомпромиссной борьбы в классическом комбинационном стиле Андерсен уступил — 6:8.
В 1870 году Андерсен и Стейниц продолжили неофициальную борьбу за звание лучшего шахматиста мира на турнире в Баден-Бадене: Андерсен завоевал 1-й приз (11 очков из 16) и, выиграв обе партии у Стейница, сравнял счет личных встреч. Результаты Андерсена в последующих соревнованиях: Крефельд (1871 г.) — 2-е место; Лейпциг (1871 г.) — 1-е; Альтона (1872 г.) — 1-е; Вена (1873 г.) — 3-е; Лейпциг (1876 и 1877 гг.) — 1-е и 2—3-е (с Цу-кертортом, у которого выиграл дополнительную партию); Париж (1878 г.) — 6-е место. Неудачные матчи Андерсена: уступил Цукерторту (Берлин, 1871 г.; +2, -5, =0); дважды проиграл Паульсену (1876 и 1877 гг.; +4, -5, -1 и +3, -5, =1). Турнир во Франкфурте-на-Майне (1878 г.) оказался последним в шахматной жизни Андерсена (3-е место).
Шахматный романтик Андерсен вошел в историю шахмат как великий мастер комбинационной игры. Однако его комбинации, по мнению многих авторитетов, носили "случайный" характер: "Он никогда не ставил вопроса, созрела ли его позиция для атаки" (М. Эйве). Такая оценка частично справедлива лишь для раннего шахматного творчества Андерсена, когда он охотно шел на рискованные и даже некорректные жертвы, стараясь создать на доске комбинационную ситуацию. Со временем игра Андерсена эволюционировала, обогащалась новыми идеями, становилась разносторонней. Не случайно многие знаменитые комбинации Андерсена осуществлялись в позициях, где на его стороне уже был позиционный перевес.
Слабостью Андерсена-спортсмена была не позиционная игра, а его характер. В борьбе за инициативу он нередко переступал грань дозволенного риска и терпел неоправданные поражения. Защищаться он не любил и в защите был слабее, чем в атаке; ему принадлежит известный афоризм — "Лучшая защита — атака". Являясь крупным знатоком гамбитных начал, он внес ценный вклад в теорию гамбита Эванса и королевского гамбита. Интересные идеи выдвинуты им в испанской партии и во французской защите. "Это был величайший мастер всех времён. Его блестящий стиль, красота комбинаций и глубина мысли были замечательны..." (Стейниц). 

Гл. ред. А. Карпов "Шахматы. Энциклопедический словарь"



Похожие статьи


Комментарии

Популярное в блоге за последнюю неделю

6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Шахматы. Чемпионат России. Английское начало. Антипов — Овечкин, 2018

Пословицы и поговорки на шахматные темы

Анализ типичных дебютных пешечных структур. Количественное пешечное равенство в центре

Гений шахмат против гения музыки