6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Лекция третья. Н. Крогиус. "Законы эндшпиля"

Широко распространено определение, что эндшпиль — это заключительная стадия шахматной партии. Однако такое определение эндшпиля не совсем точно, поскольку многие партии заканчиваются раньше — в дебюте или середине игры — и дело до эндшпиля не доходит.
Поэтому правильнее считать эндшпиль такой стадией игры, для которой характерно небольшое число остающихся на доске фигур.
Часто возникновение эндшпиля связывают с разменом ферзей. Однако такое утверждение формально и потому далеко не всегда справедливо. Бывают ведь ферзевые эндшпили, а миттельшпиль без ферзей.
От середины игры эндшпиль принципиально отличается содержанием основных стратегических идей борьбы на доске. В эндшпиле король становится активной фигурой. Стратегия миттельшпиля "защищать короля" теряет смысл в окончаниях. В эндшпиле, как правило, необходимо участие короля в сражении.
Далее, если в миттельшпиле исход борьбы часто решают не все, а лишь несколько фигур, то в окончаниях не бывает фигур, длительное время непосредственно не влияющих на ход игры. "Рабочая нагрузка" каждой фигуры здесь значительно повышается.
Поскольку боевых сил на доске остается немного, игра в эндшпиле приобретает более форсированный характер, нежели в миттельшпиле. Поэтому возрастает ценность каждого хода. Особенно это важно при учете движения проходных пешек, которые зачастую определяют результаты борьбы.
Однако, несмотря на указанные особенности, было бы неправильно считать эндшпиль совершенно обособленной часть партии. Эндшпиль органически взаимосвязан с дебютом и серединой игры. Планы дебюта и миттельшпиля составляются с учетом возможного перехода в окончание. И поэтому оценка грядущего эндшпиля часто является определяющим мотивом для выбора решения.

Познакомимся с партией Люблинский — Ерухимов.

1.е4 е5 2.Kf3 Кс6 3.Сb5 а6 4.С:с6 dc 5.Кс3 Cd6 6.d4 Cg4? 7.de C:f3 8.Ф:fЗ C:e5 9.Cf4 Фf6 10.C:e5 Ф:е5 11.Фе3 Лd8 12.f4 Фd4? 13.Ф:d4 Л:d4 14.Лd1 Л:d1+ 15.Kp:d1 Kf6 16.Kpe2 Kpe7 17.Лd1 Лd8? 18.Л:d8 Kp:d8


Сыграв 4.C:c6 и 6.d4, белые еще в дебюте показали стремление к переходу в эндшпиль с лишней пешкой на королевском фланге. Из-за ошибочной игры черных этот план был осуществлен без помех. Позиция на диаграмме уже выигрышная для белых.
Последовало:

19.Kpf3 Кре7 20.g4 Кре6 21.Ке2 с5 22.е5 Kd5 23.Кре4 Кb6 24.f5+ Кре7 25.h4 с6 26.g5 g6 27.f6+ Kpd7 28.Kf4 Ka4 29.e6+ fe

Теперь логическим завершением борьбы было бы 30.h5! После 30...gh 31.g6 hg 32.K:g6 Kpe8 (иначе 33.f7) 33.Кре5 Кb6 (33...Kpf7 34.Kh8+ Kpf8 35.Kp:e6, и благодаря маневру Kh8—g6 и f6—f7 белая пешка проходит в ферзи) 34.Кр:е6 Kd7 35.f7+ Kpd8 36.с4 b5 37.b3 b4 38.Kpd6 исход партии ясен. Как нетрудно убедиться, черные совершенно беспомощны. Они вскоре будут вынуждены отдать еще пешку h и пропустить белого коня на е7. Отметим также, что к ненужным осложнениям для белых приводил немедленный выигрыш фигуры путем 36.f8Ф+ (вместо 36.с4). В этом случае после 36...K:f8 37.K:f8 h4 проходная пешка дала бы черным контршансы.
Однако в партии последовало:

30.f7? Кре7 31.К:е6, и борьба разгорелась с новой силой. Конечно, ход 30.f7 нелогичен и не согласуется с планом белых использовать свою лишнюю пешку на королевском фланге.

В другом примере, из партии Капабланка — Видмар, белые в сложной миттельшпильной позиции выбирают план, основанный на благоприятной оценке возникающего эндшпиля.
В окончании они надеются использовать силу двух дальнобойных слонов для атаки пешек противника на ферзевом фланге.


16.Kf:e5! Са6 17.Сb3 de 18.d6 C:d6 19.Ф:d6 Ф:d6 20.K:d6 Kb7?

Потеря времени. Более упорную защиту сулило 20...Лb8 21.Сс4 С:с4 22.К:с4 Кс6. Теперь же белые слоны без помех овладевают полем боя:

21.К:b7 С:b7 22.cb cb 23.f3 Лfd8

Главная слабость в позиции черных — пешка а5. К ней и стремятся подобраться фигуры белых:

24.Се3 h6 25.Лed1 Сс6 26.Лacl Се8 27.Kpf2 Л:d1 28.Л:d1 Лс8 29.g4

Смысл хода в том, чтобы при пассивной игре черных сыграть h4 и g5 и далее, после отступления коня черных, — Лd5 с атакой пешки а5.

29...Cd7 30.Сb6 Се6 31.С:е6 fe 32.Лd8+ Л:d8 33.C:d8 Kd7 34.C:a5 Kc5 35.b3 K:b3 36.C:b4 Kd4 37.a5. Черные сдались.

Итак, мы увидели, что правильная оценка возможного перехода в окончание позволяет шахматисту лучше ориентироваться и в других стадиях партии.
Стремление избежать перехода в эндшпиль во что бы то ни стало и решить партию обязательно в миттельшпиле существенно понижает класс игры шахматиста. Умение хорошо играть эндшпиль делает творчество шахматиста более разносторонним; и это умение необходимо для достижения практических успехов.
К чему приводит упорное игнорирование эндшпиля в игре даже на гроссмейстерском уровне, хорошо иллюстрирует фрагмент из партии Маршалл — Нимцович.

Положение черных лучше главным образом из-за преимущества их коня над слоном белых, ограниченным пешкой d4. Естественный и сильный план за черных заключался в размене ферзей и переводе коня на блокадное поле d5. Однако упорное нежелание перейти в эндшпиль приводит к тому, что черные не только теряют преимущество, но оказываются в худшей позиции.
В партии было:

26.Cb4 Лd8 27.Фе4 Фf7? 28.а3 h6 29.g3 Фf6 30.Сс3 Лd5 31.Фе8+ Kph7 32.Фе4 Фf5 33.Kpg2 Фg4? 34.f3 Фg5 (лучше 34...Фf5) 35.Cd2! Фf6 36.C:f4 Л:d4 37.Фс2 Лd5 38.Cd2 Фd8 39.Сс3


Сравним это положение с предыдущей диаграммой. Изменения разительные. От преимущества черных не осталось и следа. Теперь перевес уже у белых. После размена пешки d4 на пешку f4 заиграл белый слон: он теперь явно превосходит коня черных, белые угрожают атакой пункта g7 или наступлением h2—h4—h5. Происшедшая перемена обстановки объясняется лишь одним — совершенно немотивированным отказом черных от перехода в эндшпиль.
К сожалению, еще бытует мнение, что эндшпиль — это сухая, неинтересная и поддающаяся механическому заучиванию часть партии. Пока отметим, что подобное мнение совершенно несправедливо. В дальнейшем же мы не раз сможем убедиться, что эндшпильные позиции предоставляют шахматисту обширное поле для проявления творческих способностей.
Как же изучать эндшпиль? Очевидно, шахматисту необходимо ознакомиться с методами ведения игры, уже известными в теории и практике эндшпиля. Знание методов игры в типичных, часто встречающихся позициях позволяет вернее оценивать каждое конкретное окончание, возникающее в партиях.
Типичные позиции эндшпиля следует разделить на две группы. Это группы точных и проблемных позиций. В точных позициях заранее известен результат партии и определены лучшие способы игры для быстрейшего и безошибочного достижения этого результата. Изучение точных позиций необходимо для правильной оценки разнообразных окончаний, поскольку позволяет шахматисту более обоснованно наметить цель предстоящих действий, предвидеть грозящие опасности. Точные позиции являются своеобразными маяками, помогающими шахматисту лучше ориентироваться в планировании игры.
Перед нами позиция из партии Смыслов — Гургенидзе. Может показаться, что черным не спастись.


Однако Гургенидзе знал две точные позиции, необходимые в этом случае.

1. Белые: Крс5, Сb5, п.а6; черные: Крb8, п. а7.

Белые не в состоянии вытеснить короля черных из угла из-за пата.

2. Белые: Кра7, Се4 пп: а6, g5; черные: Крс7, Kg7.

Опять ничья, так как у белых нет возможности продвинуть пешку на поле g7.

Эти ориентиры позволили Гургенидзе найти правильный путь к ничьей. Последовало:

1...Кh5 2.Kpf5 Kg3+ 3.Kpg6 Ке4 4.Kph6 K:g5. Ничья, поскольку король черных беспрепятственно проходит на b8.

Для разыгрывания ладейных эндшпилей, например, очень важно знать позицию, в которой король слабейшей стороны отрезан от пути движения неприятельской пешки.


Белые выигрывают поучительным способом. Сначала максимально продвигается пешка:

1.Kph7 Лh2+ 2.Kpg8 Лg2 3.g7 Лh2

Затем еще дальше оттесняется король черных.

4.Лe1+ Kpd7 (4...Kpf6 5. Kpf8).

Теперь остается увести короля с пути пешки. Однако прямолинейное движение короля ничего не дает:

5.Kpf7 Лf2+ 6.Kpg6 Лg2+ 7.Kpf6 Лf2+ 8.Kpe5 Лg2!, и король должен вернуться. Выигрывает же маневр, уже хорошо известный читателю. Осуществляется он таким способом:

5.Лe4! Лh1 6.Kpf7 Лf1+ 7.Kpg6 Лg1+ 8.Kph6

Угрожает 9.Ле5 и 10.Лg5 с перекрытием или 9.Лh4 и Kph7. Поэтому черные не могут выжидать:

8...Лh1+ 9.Kpg5 Лg1+ 10.Лg4, и выигрыш.

Рекомендуем обратить внимание на действия белой ладьей, обеспечившей оттеснение короля черных и укрытие от шахов собственного короля. Вы, конечно, узнали этот маневр — "построение моста"!
Таким образом, точные позиции — это уже известные, проверенные данные теории шахмат. Число точных позиций эндшпиля велико, и оно постоянно возрастает: неизвестное подвергается анализу, находятся надежные пути к завершению игры, и все новые и новые позиции перекочевывают в разряд изученных.
Точные позиции являются своеобразной азбукой эндшпиля — их знание необходимо для правильной ориентировки в игре за доской.
Большинство окончаний нельзя отнести к точным позициям. Это проблемные ситуации.
В проблемных ситуациях достаточно определенных и обязательных путей к завершению партии нет. Задача шахматиста в подобных положениях состоит в том, чтобы свести игру к уже известным, точным позициям. Иногда это удается сделать чуть ли не форсированно, как, например, в рассмотренном окончании партии Смыслов — Гургенидзе. Однако в большинстве случаев ясный переход от проблемной ситуации к точной сразу невозможен. Здесь помощь в выборе правильного плана оказывает знание общих закономерностей эндшпиля. Законы эндшпиля являются результатом обобщения множества примеров из практики и теоретических анализов. Знание этих основных законов позволяет объективнее взвесить все "за" и "против" в каждом отдельном проблемном эндшпиле. Однако нужно не забывать, что общие законы эндшпиля — не догма, они не могут дать исчерпывающую характеристику каждой проблемной ситуации. Они являются лишь ориентирами, которыми пользуется шахматист в конкретном анализе.
Содержание борьбы в большинстве эндшпильных позиций определяется применением цугцванга. Каждая из сторон стремится поставить противника в положение цугцванга и всячески избегает его сама.
Какую же шахматную ситуацию обозначает этот термин? Обычно считают, что цугцванг — это положение, при котором у одной из сторон или у обеих (взаимный цугцванг) нет полезных ходов и любой ход ухудшает позицию. В этом определении подчеркивается мысль о том, что при цугцванге отсутствуют полезные ходы, отвечающие требованиям позиции.
Приняв пока это положение, рассмотрим конкретные случаи проявления цугцванга.


Перед нами позиция из партии Фолтыс — Макарчик. После 1.Кре4! черные оказались в цугцванге. Действительно, в их распоряжении нет ни одного хода, который помешал бы белым покинуть поле а8 с шахом и тем самым форсировать продвижение своей пешки в ферзи.
Пример убедительный, и заключительная позиция выглядит достаточно впечатляюще. Но невольно возникает вопрос: если цугцванг такое важное и действенное средство борьбы, то что шахматисту дает приведенное выше определение? Только констатацию уже совершившегося на доске?
Естественно, что хотя и справедливый, но запоздалый диагноз не может в полной мере удовлетворить шахматиста-практика. Ему хочется научиться использовать цугцванг в борьбе за доской, предвидеть его возникновение. Короче говоря, шахматист хочет знать какие-то более обобщенные рецепты, нежели перебор всех возможных ходов, чтобы впоследствии прийти к выводу, что пользы они не приносят и потому неизбежен цугцванг.
Вернемся к только что разобранной позиции и попытаемся выяснить более подробно те обстоятельства, которые привели к положению цугцванга. Несложный логический анализ показывает, что фигуры черных совершенно лишены пространства и подвижности. Таким образом мы обнаруживаем два признака: пространство и подвижность, повлиявшие на возникновение позиции цугцванга.
Попробуем теперь внимательнее рассмотреть указанные признаки. На первый взгляд ссылка на пространство здесь не убедительна — ведь доска почти пуста. Однако если мы углубимся в анализ, то увидим, что главным фактором борьбы является белая пешка на а7. Пройти в ферзи она сможет только при отходе ладьи а8. Чтобы помешать этому, черные должны держать ладью на седьмой горизонтали и прятать за нее короля. И следовательно, пространством черных является не вся доска, а лишь узкая дорожка для прогулок короля по линии f. Ключевые пункты — f6 и f5. Владея ими, черные держат защиту, уступая — гибнут.
Поэтому, говоря о пространстве в эндшпиле, следует учитывать не вообще линии и поля, а участок доски, где ведется главное сражение и определяется исход партии. Поля в этом районе борьбы называются ключевыми, и от господства над ними зависит результат игры.
Подвижность фигур тоже не может пониматься лишь абстрактно. Она должна оцениваться в зависимости от того, как та или иная фигура участвует или может принять участие в борьбе за ключевые поля. В данном примере подвижность черных фигур была полностью ограничена — они оказались не в состоянии обеспечить королю пространство на линии f.

Таким образом, игра на цугцванг развивается примерно по такой схеме:
  1. Выявление главного фактора борьбы (проведение в ферзи проходной пешки, выигрыш материала, угрозы мата, защиты от них и т. д.).
  2. Определение того пространства доски, на котором реализуются цели борьбы.
  3. Ограничение подвижности фигур противника.
  4. Вытеснение их с ключевых полей.
В соответствии с этой схемой возможно следующее определение: цугцванг — положение, при котором фигуры одной из сторон вытеснены с решающего участка доски и лишены полезных ходов.
Игра на цугцванг встречается во всех типах окончаний.


В ладейных эндшпилях король обычно не может соперничать в быстроте передвижения с ладьей, игру на цугцванг в большинстве случаев начинает активно расположенная ладья, а король сильнейшей стороны наносит завершающий удар.
Перед нами положение из партии Левенфиш — Лисицын. Белые могут рассчитывать на выигрыш только благодаря движению пешки h. Другие планы нереальны: белая пешка b под боем, а попытка создать сразу угрозы черному королю ходом 1.Kpg6 не проходит ввиду 1...Лg3+ 2.Kpf6 ЛbЗ. Для захвата решающего пространства в правом углу доски и вытеснения оттуда неприятельского короля следует этюдный маневр, направленный на ограничение подвижности единственной активной фигуры черных — ладьи.

1.ЛЬ7! Л:b5 (вынужденно, но теперь король белых избавился от шахов "снизу", и движение пешки h осуществляется беспрепятственно) 2.Kpg6 Kpf8 3.h6 Ле5 4.Лb8+. Черные сдались.


Содержание борьбы в коневых и пешечных окончаниях очень сходно. Создателем цугцванга здесь в большинстве случаев также является активный король. Особую значимость приобретают и отдаленные проходные пешки, так как конь довольно малоподвижная фигура.
Эта позиция из партии Ласкер — Нимцович.

1...b6!

Хуже 1...b5 ввиду 2.Kf4 Кс6+ 3.Крс3 Крс5 4.Ке6+, и черным не прорваться.

2.Kf4 b5 3.Kh3 Kc6+

Возник цугцванг и решает вторжение короля черных. На 4.Крс3 следует 4...Кре5.

4.Кре3 Крс5 5.Kpd3 b4 6.ab+ Кр:b4 7.Крс2 Kd4+ 8.Крb1 Ке6 9. Кра2 Крс4 10. КраЗ Kpd4 11.Кр:а4 Кр:е4 12.b4 Kpf3 13.b5 Kpg2.

Белые сдались. После 14.Kf4+ K:f4 15.b6 Ке6 16.Крb5 Kd8 выигрыш очевиден.

В эндшпиле проходная пешка выступает в роли отвлекаемого или решающего фактора. В первом случае ее продвижение оттягивает от основного участка борьбы силы противника и она может служить причиной создания цугцванга. Во втором — блокировать или уничтожить проходную пешку невозможно. Защищающейся стороне спастись не удается.


У белых проходная пешка а, в погоню за которой должен направиться король черных.
За это время белые намереваются забрать пешки противника на королевском фланге и выиграть партию с помощью пешки g. Попытка черных создать контригру посредством прорыва не удается. Решение таково:

1.а5 Крс5

1...Kpd5 2.Kpb2 f5 3.gf g4 4.а6 Крс6 5.f6 g3 6.а7 Kpb7 7.f7 g2 8.а8Ф+ с выигрышем

2.Kpb2 f5

Единственная возможность контригры. После 2...Крb5 3.Крс3 Кр:а5 4.Kpd4 Крb6 5.Кре4! — ход 5.Kpd5? выпускает выигрыш из-за 5...f5! 6.gf g4 7.Кре4 Крс6 — 5...Крс7 6.Kpf5 Kpd7 7.Kp:f6 Кре8 8.Kp:g5 Kpf7 9.Kph6, и белые выигрывают без труда.

3.gf g4 4.f6! Kpd6 5.а6 g3 6.f7 Kpe7 7.a7 g2 8.f8Ф+, и белые выигрывают.

Следует отметить отвлекающую роль, которую попеременно играли проходные пешки а и f. Прием этот типичен и часто используется в игре.


Черные (ими играл Р. Фишер) жертвуют качество, имея в виду выгодный пешечный эндшпиль с отдаленной проходной пешкой.

1...Л:c3+ 2.bс Л:e5+ 3.Kpd2 Л:е1 4.Kp:e1 Kpd5 5.Kpd2 Крс4 6.h5 b6 7.Крс2 g5! 8.h6 f4

Черные продвигают пешку возможно дальше, чтобы после предстоящих разменов на ферзевом фланге и намеченного марша их короля на f3 пешка f была ближе к полю превращения. На эту важную техническую тонкость следует обратить внимание.

9.g4 а5 10.bа bа 11.Крb2 а4 12.Кра3 Кр:с3 13.Кр:а4 Kpd4. Белые сдались.

Теперь рассмотрим характерные позиции, в которых проявляется решающая роль проходной пешки.


В этом положении из партии Щелочилин — Магергут черные выигрывали, продолжая:

1...d2! 2.Kp:d2 Кре4 3.а4 (3.Кре2 а4!) 3...f6! 4.Кре2 f5

Теперь у белых цугцванг, они вынуждены пропустить короля противника.

5.Kpd2 Kpf3 6.Kpd3 f4 7.c4 Kpg2 8.c5 f3 9.c6 f2 10.c7 f1Ф+

Проходная пешка оказалась решающим фактором вследствие того, что с ее пути был оттеснен король белых.


Ладья белых расположена очень удачно для поддержания быстрейшего продвижения пешки. Черным приходится срочно блокировать пешку а.
В партии было:

1.а5 Лd4+ 2.Крс3 Лd8 3.а6 Kpg5

Черные пытаются активизировать короля. На 3...f4 могло последовать 4.а7 Ла8 5.Kpd3 Kpf5 6.Ла5 h5 7.Кре2 Кре4 (7...h4 8.Kpf3 h3 9.gh Кре6 10.Kpe4) 8.h4! Kpd4 9.Ла4+ Kpd5 10.Kpf3 e4+ 11.Kp:f4. Мы видим, что различие в подвижности ладей приводило в нескольких вариантах к позиции цугцванга у черных.

4.а7! Ла8 5.Крс4 Kpf4 6.Крс5 е4 7.Крb6 Кре3 8.Крb7 Лg8 9.а8Ф Л:а8 10.Л:а8 Kpf2 11.Ла2+ Kpf1 12.Крс6 е3 13.Kpd5 е2 14.Л:е2 Кр:е2 15.Кре5 Kpf2 16.Kp:f5 Kp:g2 17.h4 Kpf3 18.h5. Черные сдались.

Как уже отмечалось, в эндшпиле король становится активной фигурой. Он принимает непосредственное участие в борьбе, и от его положения часто зависит результат партии.


Рассмотрим положение из партии Крогиус — Николаевский. Здесь уже определился план белых — атака пешки d. Поэтому централизация короля необходима.

1.Kpf1 Лb8 2.b3 Лb5 3.Кре2 Ла5 4.Лd2!

Поле d4 освобождается для короля.

4...h5 5.Kpd3 Kpg7 6.Лс6

Препятствуя выходу черного короля.

6...Ле7 7.Крс3

Угрожает 8.Крb4 с неожиданным выигрышем ладьи.

7...d4+

Упорнее было 7...Ле6. В случае 8.Л:е6 fe 9.Крb4 Ла6 10.Крс5 Kpf6 черные защищаются. Вероятно, лучше 8.Лс7, хотя тогда угроза 9.Крb4 не столь опасна.

8.Kpd3 h4?

Больше шансов оставляла контратака: 8...Лf5 9.Лd6 Ле1.

9.Лс4 Лf5 10.Л:d4 h3 11.f4 Ле1 12.Ле2 Ла1 13.Кре3 Ла5 14.Лdd2 Ла3 15.Kpf3 f5 16.g4 fg+ 17.Kp:g4. Затем 18.Kp:h3, и белые вскоре реализовали свое материальное преимущество.

Различие в положении королей (активное и пассивное) может быть использовано различными методами.
Прямое нападение на пассивного короля обычно возможно, если король оттеснен к краю доски. В большинстве случаев атака приводит к созданию матовых угроз или цугцвангу.


Король черных заперт в углу, и фигуры не могут прийти к нему на помощь. Решает партию вторжение белого короля.

1.Лg7+ Kph8 2.Ле7 Kpg8 3.f3

Конечно, не 3.Л:е6, поскольку ходом 3...Kpf7 черный король освобождается из заточения.

3...Ке8

Если 3...Ле8, то 4.Лg7+ Kph8 5.Лf7 Kh5 6.g4 Kpg8 7.Лb7 Kf6 8.Лg7+ Kph8 9.Лf7!

4.Kph2 Kd6 5.Лg7+ Kph8 6.Лd7

Теперь оттесняется от короля его последний защитник, и объединенная атака трех белых фигур завершает дело.

6...Кb5 7.Kpg3! К:с3 8.Kpf4 Кb5 9.Кре5 Лe8 10.Kpf6 Kpg8 11.Лg7+ Kph8 12.Лb7 Kd6 13.Лd7 Kb5 14.Kpf7 Лg8 15.Лd8! Kd6+ 16.Л:d6 g5 17.Лd8 Л:d8 18.Cg7X

Ограничение подвижности короля хорошо иллюстрирует известный этюд Эм. Ласкера.


На первый взгляд позиция представляется совершенно ничейной. Но белым удается последовательно оттеснить короля черных до второй горизонтали и завершить борьбу отвлекающим ударом Л:g2. Решение этюда таково:

1.Крb7 Лb2+ 2.Кра6 Лс2 3.Лg4+ Кра3

Плохо 3...Крb3 из-за 4.Крb7 и с8Ф.

4.Крb6 (с угрозой 5.Л:g2) 4...Лb2+ 5.Кра5 Лс2 6.ЛgЗ+ Кра2 7.Л:g2 с выигрышем.

Несколько практических советов

  • При возникновении эндшпиля стремитесь ориентироваться на точные иозиции. Постарайтесь установить, возможен ли форсированный переход к точной позиции или нет.
  • Если форсированного решения позиции нет, то необходимо наметить стратегический план предстоящей игры. Для выбора плана очень важна верная оценка положения.
  • Дать какой-либо абсолютный рецепт для оценки всех эндшпильных позиций, конечно, нельзя. Но ряд соображений следует учитывать. В большинстве случаев они являются главными факторами в оценке позиции.
  • Важно определить возможности образования и продвижения проходных пешек. Однако к каждому движению пешки относитесь с особой внимательностью — исправить ошибку нельзя, пешки назад не ходят.
  • Постарайтесь продумать пути максимальной активизации короля. Помните, что, оставляя короля в стороне от борьбы, вы фактически соглашаетесь играть без фигуры.
  • В эндшпиле все фигуры должны участвовать в борьбе. Поэтому избегайте ограничения их подвижности, старайтесь, чтобы они действовали согласованно.
  • Значение времени в эндшпиле возрастает. Каждый темп должен учитываться. Особенно тщательно проверяйте выжидательные ходы.
  • Не забывайте, что во многих эндшпильных позициях изменяется привычное соотношение ценности фигур. Ладья в открытых позициях оказывается не слабее двух коней. Ферзь и конь часто бывают сильнее ферзя и слона, особенно в игре на одном фланге. Проходная пешка, поддержанная фигурой, обычно повышает относительную ценность этой фигуры и т. д.
  • При изучении эндшпиля стремитесь прежде всего уяснить методы игры, а не отдельные ходы и комбинации.
Гершунский Б. С. "Шахматы-школе"



Похожие статьи


Комментарии

Популярное в блоге за последнюю неделю

6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Цитаты, мысли и высказывания о шахматах

Пословицы и поговорки на шахматные темы

Атака на короля при разносторонних рокировках